Журнал
«Педагогические измерения» № 2 2019
О сложных ситуациях,
возникающих при оценивании ответов выпускников на задания ЕГЭ по истории
Артасов
Игорь Анатольевич: старший научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», заместитель
руководителя комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, artasov@fipi.ru
Мельникова Ольга
Николаевна: научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», член
комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, kim@fipi.ru
Задания с развёрнутым ответом
составляют часть 2 экзаменационной работы по истории. В существующую в
настоящее время экзаменационную модель включено 6 заданий с развёрнутым ответом
(работа состоит из 25 заданий), за выполнение которых можно получить до 24
первичных баллов, что составляет 43,6% от максимального первичного балла за всю
работу.
Об особенностях
проверки ответов выпускников на задания 24 и 25 и пойдёт речь в данной статье.
В задании 24 представлена одна из противоречивых точек зрения по какому-либо
историческому вопросу. Выпускнику необходимо привести два аргумента, которыми
можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно её
опровергнуть. Основная проблема, которую приходится решать экспертам, —
определение, является ли та речевая конструкция, которую написал выпускник в
своём ответе, аргументом, подтверждающим (или опровергающим) данную в задании
точку зрения.
Как правило,
причиной, по которой положение, сформулированное выпускником, нельзя считать
аргументом, является его смысловая недостаточность. В чём может проявляться эта
недостаточность? Во-первых, в отсутствии
факта, на котором основана аргументация.
Рассмотрим на конкретных примерах
подобные ситуации. Допустим, что в задании 24 представлена следующая точка
зрения: «Внешняя политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала
укреплению международных позиций страны». Выпускник в качестве аргумента в
подтверждение написал следующее положение: «В
период руководства страной Л.И. Брежнева СССР проявлял твёрдость по отношению к
странам Центральной и Восточной Европы, что делало их зависимыми от СССР. Это
способствовало сплочению стран социалистического лагеря, а значит, росту
авторитета СССР». В положении, указанном выпускником, представлено
оценочное суждение («СССР проявлял твёрдость»), но не приведено исторического
факта, который бы подтверждал эту оценку, а без этого факта она является
спорной. Действительно, в чём проявилась эта «твёрдость»? Была ли она?
Историки, отрицающие данную оценку, смогут привести факт, что СССР не ввёл свои
войска в Польшу во время политического кризиса в этой стране, начавшегося в
1980 г. В качестве же факта, подтверждающего «твёрдость» политики СССР, можно
указать разработку и реализацию «доктрины Брежнева». Правильный аргумент в этом
случае был бы следующим: «В период
руководства страной Л.И. Брежнева СССР была разработана и реализована «доктрина
Брежнева», которая ограничивала суверенитет стран Центральной и Восточной
Европы и делала их зависимыми от СССР. Это способствовало сплочению стран
социалистического лагеря, а значит, росту авторитета СССР».
В подобных
ситуациях трудности для эксперта состоят в том, чтобы отличить оценочное
суждение, на котором основан аргумент, от исторического факта, который в своей
основе имеет некоторое обобщение. Такое обобщение, например, содержится в
следующем положении: «В 1970-х годах было
подписано несколько договоров между СССР и США, направленных на ограничение
вооружений, что уменьшало риск начала мировой войны и способствовало повышению
авторитета СССР среди мировой общественности». В первой части данного
предложения представлено не оценочное суждение, как в случае с утверждением о
«твёрдости» СССР по отношению к странам Центральной и Восточной Европы, а
именно исторический факт, хотя он и имеет несколько обобщённый характер.
Действительно, в 1970-х годах были подписаны договоры об ограничении
вооружений, например ОСВ-1, ОСВ-2. Поэтому приведённый аргумент основан на
факте о подписании указанных договоров и должен быть принят в качестве верного.
Во-вторых, смысловая недостаточность может проявляться в отсутствии пояснения
связи приведённого факта с аргументируемой точкой зрения. Например, положение: «В период правления Л.И. Брежнева была
разработана и реализована «доктрина Брежнева», которая ограничивала суверенитет
стран Центральной и Восточной Европы». В данном случае приведён факт, но не
дано объяснения, как и почему этот факт влиял на международное положение СССР.
Без такого объяснения приведённое положение не может быть принято в качестве
аргумента. Мало того, без этого объяснения невозможно определить, пытался ли
выпускник привести аргумент в подтверждение данной в задании точки зрения или
он хотел эту точку зрения опровергнуть, т.к. указанный факт можно использовать
как для подтверждения, так и для опровержения приведённой в задании точки
зрения. Аргумент, где указанный факт использован для подтверждения этой точки
зрения, уже был приведён выше. Этот же факт можно использовать и для
опровержения, например: «заложенный в
«доктрине Брежнева» принцип «ограниченного суверенитета» подорвал доверие
демократически настроенных граждан социалистических стран по отношению к СССР,
что подрывало международный авторитет страны».
Казалось бы,
отличить ответ выпускника, содержащий только исторический факт, без объяснения
его связи с аргументируемой точкой зрения не составит для эксперта труда, но
всё же при оценивании подобных ответов существует определённая трудность. Она
заключается в том, что существуют ситуации, когда факт сам по себе может быть
принят в качестве аргумента. Например, при аргументации точки зрения «Период руководства Л.И. Брежнева СССР
(1964–1982 гг.) являлся временем либеральной политики в области культуры»,
правильным аргументом может быть следующий: «Была значительно расширена
издательская деятельность по выпуску художественной и научной литературы, в том
числе ранее запрещённой (изданы романы М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
Ю.В. Трифонова «Дом на набережной»)». В данном положении приведены только
факты, но их невозможно использовать при формулировании аргументов в
опровержение и они с очевидностью указывают на определённый либерализм политики
в области культуры в период руководства СССР Л.И. Брежнева. Данный аргумент
должен быть принят экспертами в качестве верного. Кроме смысловой недостаточности,
которая не позволяет принимать аргументы, причиной их неправильности могут быть
фактические ошибки, которые допускают при аргументации выпускники. В данном
случае действует правило: аргумент,
основанный на ошибочном факте, является ошибочным.
Например,
необходимо аргументировать точку зрения «Внешняя
политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала укреплению
международных позиций страны». Аргумент в подтверждение: «В 1970-х годах был подписан договор о сокращении наступательных
вооружений, что уменьшало риск начала мировой войны и способствовало повышению
авторитета СССР среди мировой общественности», — не будет принят, т.к. он
построен на ошибочном факте (этот договор не заключался в 1970-х годах).
Трудность при оценивании подобных ответов вызывают аргументы, в которых
фактическая ошибка, как кажется, не влияет на логику аргумента. Например
(аргумент в подтверждение для той же точки зрения): «В 1970-х годах между СССР и несколькими странами капиталистического
лагеря был подписан договор ОСВ-1, что уменьшало риск начала мировой войны и
способствовало повышению авторитета СССР в глазах мировой общественности».
В данном положении допущена фактическая ошибка: договор ОСВ-1 был подписан
между СССР и США, а не между СССР и «несколькими странами капиталистического
лагеря». Несмотря на кажущуюся незначительность ошибки и на то, что она
практически не влияет на логику построения аргумента, надо признать, что
аргумент в данном случае построен на ошибочном факте и поэтому не будет
засчитан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий