26 декабря 2019

Культура Древней Руси. Справочные материалы. История. ЕГЭ.

Культура домонгольской Руси (IX-XII вв.)
Термины по теме
фреска
Картина по сырой штукатурке
мозаика
Картины из кусочков разноцветного стекла
икона
Живописное изображение Бога или святого
закомары
Полукружья в верхней части стены, внутри образуют сводчатые потолки
портал
Главный вход в храм
барабан
Верхняя часть храма круглой формы, на которой крепится купол



Письменность
Кирилл и Мефодий

Родом из г. Салоники (в те времена – Солуни), Греция. Поэтому часто называют Солунскими братьями

60-е г. 9 века
Кириллица – славянский алфавит
Литература Древней Руси
автор
название
дата
Основное содержание
Митрополит Илларион
"Слово о законе и благодати"
12 век


Митрополит Илларион в своем произведении пытается доходчиво разъяснить читателям сущность православной веры,Владимир I сравнивается с римским императором Константином, история Руси показана в контексте мировой истории.

Нестор

Монах Киево-Печерского монастыря
«Повесть временных лет»
Начало 12 века

Летопись
«Откуда есть пошла русская земля?»
Нестор
«Житие Бориса и Глеба»
Рубеж 11-12 вв.
Посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, легло в основу «Сказания о Борисе и Глебе».

Автор неизвестный
«Слово о полку Игореве»
12 век
Описывает неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главной идеей слова стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

Владимир Мономах
«Поучение детям»
Начало 12 века
Первая в нашей истории настоящая. Очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской религиозно-философской мысли. Произведение состоит из трех частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма князю Олегу Святославичу.
Игумен Даниил
«Хождение игумена Даниила в святые места»
12 век

Описывает знаменитое путешествие игумена (настоятеля монастыря) Даниила, одного из сподвижников Мономаха, по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим



Даниил Заточник
«Слово» и «Моление»
Рубеж 12-13 вв.
Обращение Даниила Заточника, обедневшего княжеского слуги, к князю. Убежденный сторонник сильной княжескойвласти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов.
Живопись
Княжны-дочери Ярослава Мудрого
Фреска, г. Киев, 11 век
Софийский Киевский собор


Богоматерь Оранта
«Нерушимая стена»
Киев, 11 век
Софийский Киевский собор
Мозаика в продолжение более 800 лет именно стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора.

Скоморохи
11 век, Киев
Софийский Киевский собор




Христос Пантократор-Вседержитель
Киев, 11 век,
Софийский Киевский собор



Благовещение
Киев, 11 век
Софийский Киевский собор
Владимирская икона Божьей матери
12 век
Пришла из Византии, по легенде ее писал сам апостол Лука

Спас
нерукотворный
Г. Новгород Великий, 12 век

Ангел
Златые власы
Новгород Великий, 12 век
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы ангела, выполненные сусальным золотом. Золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

Декоративно-прикладное искусство
зернь
Ювелирная техника, при которой узор выполняется маленькими металлическими шариками

скань
Ювелирная техника, при которой узор выполняется тонкой скрученной проволокой

Перегородчатая эмаль
Ювелирная техника, при которой для создания рисунка  используются окислы металлов


АРХИТЕКТУРА
Георгиевский собор
Владимирская область,
 г. Юрьев-Польский
13 век


Успенский собор
Г. Владимир, 12 век (1158-1160)
Андрей Боголюбский
Дмитриевский собор
Г. Владимир, 12 век,
 Всеволод Большое гнездо
 Постороен в честь великомученика Дмитрия Солунского.

Церковь Покрова
На Нерли
Г. Владимир, 12 век (1165)
Андрей Боголюбский

Золотые ворота
г. Владимир, 12 век (1158-1164)
Андрей Боголюбский

Церковь Спаса
На Нередице
г. Новгород Великий, 12 век (1198)

В период ВОВ всемирно известный памятник погиб, но в 2004 г. его реставрировали.



Софийский собор
Г. Новгород Великий, 11 век
(1045-1050 гг.)
 На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. 
По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу, и, пока он не слетит с креста, город будет им храним. 
Киево-Печерский монастырь (лавра)
Г. Киев, 11 век (1051),
при Ярославе Мудром,
монах Антоний
 Центр летописания, на его территории находится могила Столыпина П.А.





Золотые ворота
г. Киев, 11 век, Ярослав Мудрый
Предназначались для церемониального въезда в столицу.
Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град.




Софийский собор
г. Киев, 11 век, Ярослав Мудрый
 Здесь возводили на престол великих князей, посвящали на митрополию, заключали политические соглашения, принимали иностранных послов, переписывали книги и собирали вече. Кроме того, собор, а также его территория были местом погребения. 
В 17 в. перестроена в стиле украинского барокко.



Десятинная церковь
г. Киев, 10 век

 Возведена в честь Рождества Богородицы
 Князь Владимир I выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину, отсюда и произошло название «Десятинная». 
В декабре 1240 г. была сожжена монголо-татарами.
плинфа

Характерный для византийского и древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич
белый камень

Один из основных строительных материалов в Древней Руси,
в домонгольское время 95 % зданий Владимиро-Суздальской земли и 100 % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня

Комментариев нет:

Отправить комментарий