Культура
домонгольской Руси (IX-XII вв.)
Термины по теме
|
|
фреска
|
Картина
по сырой штукатурке
|
мозаика
|
Картины
из кусочков разноцветного стекла
|
икона
|
Живописное
изображение Бога или святого
|
закомары
|
Полукружья
в верхней части стены, внутри образуют сводчатые потолки
|
портал
|
Главный
вход в храм
|
барабан
|
Верхняя
часть храма круглой формы, на которой крепится купол
|
Письменность
Кирилл и Мефодий
Родом
из г. Салоники (в те времена – Солуни), Греция. Поэтому часто называют
Солунскими братьями
|
60-е
г. 9 века
|
Кириллица
– славянский алфавит
|
Литература Древней
Руси
автор
|
название
|
дата
|
Основное содержание
|
Митрополит
Илларион
|
"Слово о законе и благодати" |
12
век
|
Митрополит Илларион в своем произведении пытается доходчиво разъяснить читателям сущность православной веры,Владимир I сравнивается с римским императором Константином, история Руси показана в контексте мировой истории. |
Нестор
Монах
Киево-Печерского монастыря
|
«Повесть временных лет»
|
Начало
12 века
|
Летопись
«Откуда
есть пошла русская земля?»
|
Нестор
|
«Житие Бориса и Глеба»
|
Рубеж
11-12 вв.
|
Посвящено истории убийства князей Бориса и
Глеба и, по мнению ряда исследователей, легло в основу «Сказания о Борисе и
Глебе».
|
Автор
неизвестный
|
«Слово о полку Игореве» |
12
век
|
Описывает неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главной идеей слова стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.
|
Владимир
Мономах
|
«Поучение детям»
|
Начало
12 века
|
Первая в нашей истории настоящая. Очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской религиозно-философской мысли. Произведение состоит из трех частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма князю Олегу Святославичу. |
Игумен
Даниил
|
«Хождение игумена Даниила в
святые места»
|
12
век
|
Описывает знаменитое путешествие игумена (настоятеля монастыря) Даниила, одного из сподвижников Мономаха, по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим |
Даниил
Заточник
|
«Слово» и «Моление»
|
Рубеж
12-13 вв.
|
Обращение Даниила Заточника, обедневшего княжеского слуги, к князю. Убежденный сторонник сильной княжескойвласти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. |
АРХИТЕКТУРА
Георгиевский собор
|
Владимирская область,
г. Юрьев-Польский
13 век
|
Успенский собор
|
Г. Владимир, 12 век (1158-1160)
Андрей Боголюбский
|
Дмитриевский собор
|
Г. Владимир, 12 век,
Всеволод Большое гнездо
Постороен в честь великомученика Дмитрия Солунского.
|
Церковь Покрова
На Нерли
|
Г. Владимир, 12 век (1165)
Андрей Боголюбский
|
Золотые ворота
|
г. Владимир, 12 век (1158-1164)
Андрей Боголюбский
|
Церковь Спаса
На Нередице
|
г. Новгород Великий, 12 век
(1198)
В период ВОВ всемирно известный памятник погиб, но в 2004 г. его реставрировали.
|
Софийский собор
|
Г. Новгород Великий, 11 век
(1045-1050 гг.)
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа.
По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу, и, пока он не слетит с креста, город будет им храним.
|
Киево-Печерский монастырь
(лавра)
|
Г. Киев, 11 век (1051),
при Ярославе Мудром,
монах Антоний
Центр
летописания, на его территории находится могила Столыпина П.А.
|
Золотые ворота
|
г. Киев, 11 век, Ярослав Мудрый
Предназначались для церемониального въезда в столицу.Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. |
Софийский собор
|
г. Киев, 11 век, Ярослав Мудрый
Здесь возводили на престол великих князей, посвящали на митрополию, заключали политические соглашения, принимали иностранных послов, переписывали книги и собирали вече. Кроме того, собор, а также его территория были местом погребения.
В 17 в. перестроена в стиле украинского барокко. |
Десятинная церковь
|
г.
Киев, 10 век
Возведена в честь Рождества Богородицы
Князь Владимир I выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину, отсюда и произошло название «Десятинная».
В декабре 1240 г. была сожжена монголо-татарами.
|
плинфа
|
Характерный для византийского и древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич
|
белый камень
|
Один из основных строительных материалов в Древней Руси, в домонгольское время 95 % зданий Владимиро-Суздальской земли и 100 % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня |
Комментариев нет:
Отправить комментарий