30 сентября 2015

Ученикам. Обществознание. ЕГЭ. Сложный план

Обществознание. Подготовка к ЕГЭ
Написание сложного плана

Это задание появилось на ЕГЭ в 2010 г. – задание С8. Оно требует написание сложного плана по конкретной теме курса. При выполнении задания проверяется умение систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в плане структурные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов, явлений, процессов[1]. В 2015 г. по данным ФИПИ смогли это задание выполнить успешно только 20,6% выпускников.

Основным условием выполнения этого задания является глубокое знание теории, так как при выполнении этого задания нужно 1) раскрыть содержательную часть 2) выстроить логику в виде пунктов сложного плана.
Хочется отметить, что очень частая ошибка – это непонимание того, как выглядит план. Некоторые ученики путают его или со схемой, или с таблицей, что недопустимо.

При составлении плана можно воспользоваться следующим алгоритмом[2]:

I.                    Понятие, сущность… (само понятие при этом лучше написать)
II.                 Характерные черты, основные принципы…
III.               Специфические признаки…
IV.              Важнейшие задачи, основные функции….
V.                 Формы, типы, виды, классификации…
VI.              Структура…. (при этом схемы строить не надо)
VII.            Основные этапы, стадии развития…
VIII.         Особенности развития….
IX.              Тенденции развития в современном мире…
X.                 Значение… в развитии общества, личности

Пример плана на тему «Деятельность человека и ее многообразие»

I.                    Деятельность как вид человеческой активности, преобразующий природу, общество и самого человека
II.                 Специфические особенности деятельности.
III.               Структура деятельности:
·         Субъект
·         Объект
·         Цель
·         Средства
·         Результат
IV.              Мотивы деятельности
V.                 Основные типы деятельности:
А) Практическая:
·         Материально-производственная
·         Социально-преобразовательная
       Б) Духовная:
·         Познавательная
·         Прогностическая
·         Ценностно-ориентировочная
VI.              Ведущие виды деятельности в жизни человека:
·         Игра
·         Учеба
·         труд



[1] http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440157815/metod-rek_obshchestvoznanie2016.pdf
[2] Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. – Ростов н/Д. – Легион – 2013 – с.63

Комментариев нет:

Отправить комментарий