07 ноября 2017

Ученикам и учителям

Алгоритм написания мини-сочинения по обществознанию[1]

Дорогие дети и дорогие коллеги!
 Появилась прекрасная книга, где хорошо разбирается алгоритм написания эссе  по обществознанию. Думаю, что не все смогли ее приобрести. Поэтому позволю себе опубликовать для вас самое важное:
«Наше сочинение включает в себя 6 содержательных блоков.

                Первый блок – формулирование проблемы, ее актуальность.
Данный блок вводный. Он совпадает с первым абзацем. В нем необходимо сформулировать суть проблемы, раскрываемой в сочинении. Начать можно со слов «Выбранное мною высказывание затрагивает (касается, посвящено, обращено и т.д.)», или «Автор в своем высказывании затрагивает проблему…», или «Тема, затронутая в высказывании…». Далее приводим формулировку самой проблемы, допустим, «формирование человеческой личности, значение в этом процессе природных и социальных факторов». Второе и, возможно, третье предложение строим  на обосновании значимости, актуальности, важности избранной нами темы, интереса к ней. Контекст и обоснование актуальности зависит от выбранной проблемы. Она может быть связана с современным обществом и человеком, вечными общечеловеческими вопросами, спецификой современной цивилизации и т.д.
                Второй блок – авторская точка зрения, интерпретация авторской мысли.
Данный блок совпадает со вторым абзацем. В нем мы раскрываем, расписываем 2 аспекта, которые могут быть представлены в двух-четырех предложениях. Первое предложение абзаца – представление точки зрения автора. Например, «Немецкий философ И.Кант полагает, что…», дальше вводим само высказывание, допустим, «Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей». Затем даем свою интерпретацию авторской мысли, например, «Таким образом, автор обращает наше внимание на то, что человек для того, чтобы жить ярко, полноценно, деятельно, должен не бояться активности, эмоций, ответственности, не должен бояться жизни и радости». В том случае, если мы не согласимся с автором, мы приведем собственную, альтернативную точку зрения.

                Третий блок – теоретическая аргументация.
С третьего абзаца мы начинаем приведение теоретических аргументов, раскрываем теоретическое содержание обществоведческой проблемы. Этот блок охватывает не один аргумент, а от трех до пяти. В каждом абзаце мы сосредотачиваемся на раскрытии одного из теоретических аспектов.
                Первый абзац теории следует посвятить раскрытию базового понятия или понятий. Приводим определение понятия. Но не оставляем его без пояснений, комментариев, доводя до завершенного по смыслу абзаца.
                Во втором абзаце мы раскрываем либо признаки, либо функции, либо свойства рассматриваемых объектов.
                В третьем абзаце раскрываем, объясняем теоретическое положение, возможно, дискуссионного характера.
                Определенные темы позволят нам увеличить количество теоретических абзацев до 4-5.
                Четвертый блок – иллюстрирование теоретического материала конкретными примерами.
Рекомендуем привести не менее двух примеров. Желательно, чтобы примеры были разные по типу. Так, можно приводить примеры из истории, с изложением исторического материала, из современной общественной жизни, различных ее сфер, из литературы, истории науки и т.д.
                Пятый блок – примеры из социальной практики, подтверждающие верность высказанных суждений
В пятом блоке мы приводим особый пример, опирающийся на личный социальный опыт, личную социальную практику, личную рефлексию по проблеме.
                Шестой блок – выводы.
Блок посвящен выводам, заключению, которое мы строим с опорой на формулировку проблемы.



[1] Кишенкова О.В.ЕГЭ 2018. Обществознание: алгоритм написания сочинения. – М. – Эксмо – 2017 – с. 57

Комментариев нет:

Отправить комментарий