30 октября 2017

"Они у нас лучшие"

Просматриваю старые лицейские бумаги. Среди газетных публикаций вижу заметку Филипповой И.В. «Они у вас лучшие…» от 1994 г.  Не могу оторваться, дочитываю до конца и понимаю, что время остановилось. Это не про тех лицеистов, которых не вернуть, а все еще про этих, таких же талантливых, амбициозных и дерзких.




«Они у вас лучшие, - часто приходится слышать об этих детях.  «Почему бы с ними не работать?» - твердят на все лады многоуважаемые коллеги.
                Лучшие… Но вот он опоздал к началу урока и стоит у двери, но не переминается с ноги на ногу, а открыто и дерзко смотрит прямо в глаза и не отводит взгляда, прощения не просит. А потом, когда урок, кажется, уже не урок вовсе, а некое таинство, единение, когда у них глаза такие, что, думается, вот сейчас я дотрагиваюсь до их душ руками, вдруг видишь, а ведь он не слушает, не смотрит даже, отвернувшись к окну – к этому вечному, вечному школьному окну…
                И тогда я подойду неслышно и загляну в лицо моему непокорному ученику, но не потревожу, потому что глаза его в этот миг сияют прекрасной мечтой, и лицо освещает улыбка. Не потревожу, хоть обидно очень, что не слушает вовсе, не вмешиваюсь, потому что нет у меня такого права – вторгаться в эту мечту.
                А после звонка он уйдет, и единственный не скажет: «До свидания». И в коридоре при встрече отвернется, сделает вид, что не заметил, не здороваться чтобы. И тревожная мысль о нем не даст покоя, будет стучаться в сердце: «Вот ведь, не умею увлечь, не могу понравиться».
                И сочинений от него не дождешься. Не сдаст ни одного, ни другого, ни третьего. А потом, после долгих просьб и уговоров, принесет тетрадочку какую-то, бросит небрежно на стол, мол, нате, читайте, отстаньте только. И уйдет, быстро так, чтоб с разговорами не приставала.
                И я прочитаю… Нет, не будет там ни тургеневского изыска, ни двусмысленности Чехова и психологизма Достоевского тоже не будет. А будут незатейливые фразы, небрежный почерк и море ошибок, орфографических и пунктуационных. А человеческих не будет ни одной. И когда среди всего этого косноязычия вдруг прочитаю: «Научите меня прощать…» - дух захватит и плакать захочется от детской и взрослой этой чистоты.
                И тогда он станет моим учителем, мой невнимательный и дерзкий ученик. Лучший среди всех…»
Филиппова Ирина Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
 - // Ухта – 19 октября 1994 г.- № 203 – с. 2















Комментариев нет:

Отправить комментарий