Республика Коми
Село Онежье
май 2016
Возвращаюсь из Москвы, смотрю в окно
и в очередной раз понимаю, какая у нас большая и красивая страна! Без патетики…
Просто невероятно красивая!
Конечно, это не Испании, Франции, Америки.
Наверное, там тоже неплохо! Умиляемся их аккуратным домикам, ухоженным газонам,
цветочкам в горшках и на клумбах. Конечно, в наших российских деревнях все не
так: и грязи побольше, и безалаберности, и плохих дорог… Но, когда смотришь вот так - из окна вагона – то хочется не к ним, а к нам.
Живу в Республике Коми уже больше
30-ти лет, и в очередной раз ловлю себя на мысли, что не знаю я нашего Коми
края.
В мае этого года мой муж привез из
очередной поездки свои фотографии. Повод для поездки был самый что ни на есть
печальный – похороны его двоюродного брата. В селе Онежье – малой родине его
мамы – я никогда не была. Как-то не случилось. Правда, была рядом: в
студенчестве вели там археологические раскопки в деревне Жигановка недалеко от
Турьи. Фотографии эти как-то очень тронули меня. Даже не могу объяснить чем!
Чем старше становишься, тем больше ценишь жизнь такой, какой создал ее Господь.
Первое письменное упоминание
об Онежье относится к 1608 г. Оно оставлено переписчиками того времени в
Дозорной переписной книге. Тогда в селе было два храма: «...на погосте церковь
Рождества Пресвятой Богородицы древяна... да церковь собор Архангела Михаила
древяна». Возле церквей жили поп, дьячок, пономарь и проскурница. Рядом – 15
крестьянских дворов.
Село небольшое. Находится в Княжпогостском районе РК.
Расположено на высоком берегу реки Вымь. В последнее время стало местом паломничества. Сюда
едут православные христиане из Сыктывкара, Ухты, Емвы и других городов. Многие
едут, чтобы посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Здание храма старинное,
примерно 1827 г. Его построили с строгих классических византийских формах.
Затем на средства купца Козлова к храму пристроили трехъярусную колокольню.
Колокольня выполнена в стиле модерн, с двух строн к ней построили красивые
лестницы, ведущие на второй этаж храма. Они были выполнены как закрытые галереи
с аркообразными окнами. Венчанием колокольни служит высокий шатер с крестом.
Основной объем храма венчают пять главок, установленных на высокие круглые
барабаны. Колокольня соединена с основным объемом трапезной.
Церковь была закрыта для проведения богослужений с 1930
до 2000 г. Одна из местных жительниц вспоминает:
– Сами же местные и разрушали церковь, и колокола сбрасывали, –
вздыхает старушка. – Было так: если в храм пойдёшь, так про тебя в стенгазете
пропишут, нарисуют да высмеют. В одном храме у нас клуб открыли, второй
оставили. В клубе мы танцевали, и я туда ходила. Однажды спектакль поставили,
как раз на Первомай, который пришёлся на Пасху. И мы пошли сперва в церковь, а
потом – в клуб. Нам пожилые женщины говорят: «Если вы идёте на танцы, зачем в
церковь-то заходите?» А мы – дети, и ум детский ещё. Не понимали, что это грех.
Потом клуб в церкви закрыли, потому что один человек заболел, второй, и никто
не стал в него ходить.
Культовое здание
использовалось не по прямому назначению, и только после 2000 г. его передали
Православной церкви. В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы
является действующей, проводятся работы по восстановлению здания и реконструкции
интерьеров.
Местный священник
рассказывает интересные вещи:
«Зимой, когда я приехал,
местные стали говорить: скоро праздник у нас, Гаврилов день. Это как бы День
рождения Онежья. От мала до велика все напиваются и песни поют. Стал выяснять,
почему именно этот архангел такое значение для онежцев имеет? Но никто
объяснить не мог. Возможно, при основании села здесь была заложена в честь него
часовня, из которой потом и вырос храм. Другого объяснения я найти не могу.
Единственный образ в храме, сохранившийся от старого иконостаса, был именно
этого архангела. Причем не было видно, что на этой иконе изображено. Но у
каждого образа свое место в иконостасе. У архангела Гавриила – на северных
дверях. Только по этой детали и узнали его.
В этот день я получил в
епархии антиминс и святые дары для онежского храма. Это очень знаменательно.
Ведь антиминс – это сердце церкви, он как бы дает жизнь храму. А миро тоже известно,
что означает – оно открывает сердце новокрещаемого Святому Духу. И именно в
день, когда село смутно и странно готовилось чтить своего покровителя, в наш
храм вернулась жизнь.
Шли месяцы. Поверхность
образа оставалась мертвенно-серой, сморщенной, перекрученной какой-то. И вдруг примерно
через год прихожане наши, что стояли на литургии, заметили, что на левом плече
архангела проступил узор на ораре, местами золотая краска начала просвечивать и
главное крыло проявляться.
Быть может, открываясь через
образ, архангел Гавриил несет благую весть о возрождении Онежья[1]?»
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы |
Возрождение |
Село расположено на высоком берегу реки Вымь |
Онежье - родина всемирно известного ученого |
Не обошла это село и война. Ушло на фронт более 133 человек. На памятнике увековечены имена 65 человек. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий