25 июля 2016

Краеведение. Село Онежье

Республика Коми
Село Онежье
 май 2016

            Возвращаюсь из Москвы, смотрю в окно и в очередной раз понимаю, какая у нас большая и красивая страна! Без патетики… Просто невероятно красивая!
            Конечно, это не Испании, Франции, Америки.
Наверное, там тоже неплохо! Умиляемся их аккуратным домикам, ухоженным газонам, цветочкам в горшках и на клумбах. Конечно, в наших российских деревнях все не так: и грязи побольше, и безалаберности, и плохих дорог…  Но, когда смотришь вот так -  из окна вагона – то хочется не к ним, а к нам.
            Живу в Республике Коми уже больше 30-ти лет, и в очередной раз ловлю себя на мысли, что не знаю я нашего Коми края.
            В мае этого года мой муж привез из очередной поездки свои фотографии. Повод для поездки был самый что ни на есть печальный – похороны его двоюродного брата. В селе Онежье – малой родине его мамы – я никогда не была. Как-то не случилось. Правда, была рядом: в студенчестве вели там археологические раскопки в деревне Жигановка недалеко от Турьи. Фотографии эти как-то очень тронули меня. Даже не могу объяснить чем! Чем старше становишься, тем больше ценишь жизнь такой, какой создал ее Господь.

            Первое письменное упоминание об Онежье относится к 1608 г. Оно оставлено переписчиками того времени в Дозорной переписной книге. Тогда в селе было два храма: «...на погосте церковь Рождества Пресвятой Богородицы древяна... да церковь собор Архангела Михаила древяна». Возле церквей жили поп, дьячок, пономарь и проскурница. Рядом – 15 крестьянских дворов.
            Село небольшое. Находится в Княжпогостском районе РК. Расположено на высоком берегу реки Вымь.  В последнее время стало местом паломничества. Сюда едут православные христиане из Сыктывкара, Ухты, Емвы и других городов. Многие едут, чтобы посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Здание храма старинное, примерно 1827 г. Его построили с строгих классических византийских формах. Затем на средства купца Козлова к храму пристроили трехъярусную колокольню. Колокольня выполнена в стиле модерн, с двух строн к ней построили красивые лестницы, ведущие на второй этаж храма. Они были выполнены как закрытые галереи с аркообразными окнами. Венчанием колокольни служит высокий шатер с крестом. Основной объем храма венчают пять главок, установленных на высокие круглые барабаны. Колокольня соединена с основным объемом трапезной.

            Церковь была закрыта для проведения богослужений с 1930 до 2000 г. Одна из местных жительниц вспоминает:
           – Сами же местные и разрушали церковь, и колокола сбрасывали, – вздыхает старушка. – Было так: если в храм пойдёшь, так про тебя в стенгазете пропишут, нарисуют да высмеют. В одном храме у нас клуб открыли, второй оставили. В клубе мы танцевали, и я туда ходила. Однажды спектакль поставили, как раз на Первомай, который пришёлся на Пасху. И мы пошли сперва в церковь, а потом – в клуб. Нам пожилые женщины говорят: «Если вы идёте на танцы, зачем в церковь-то заходите?» А мы – дети, и ум детский ещё. Не понимали, что это грех. Потом клуб в церкви закрыли, потому что один человек заболел, второй, и никто не стал в него ходить.

Культовое здание использовалось не по прямому назначению, и только после 2000 г. его передали Православной церкви. В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы является действующей, проводятся работы по восстановлению здания и реконструкции интерьеров.
Местный священник рассказывает интересные вещи:
«Зимой, когда я приехал, местные стали говорить: скоро праздник у нас, Гаврилов день. Это как бы День рождения Онежья. От мала до велика все напиваются и песни поют. Стал выяснять, почему именно этот архангел такое значение для онежцев имеет? Но никто объяснить не мог. Возможно, при основании села здесь была заложена в честь него часовня, из которой потом и вырос храм. Другого объяснения я найти не могу. Единственный образ в храме, сохранившийся от старого иконостаса, был именно этого архангела. Причем не было видно, что на этой иконе изображено. Но у каждого образа свое место в иконостасе. У архангела Гавриила – на северных дверях. Только по этой детали и узнали его.

В этот день я получил в епархии антиминс и святые дары для онежского храма. Это очень знаменательно. Ведь антиминс – это сердце церкви, он как бы дает жизнь храму. А миро тоже известно, что означает – оно открывает сердце новокрещаемого Святому Духу. И именно в день, когда село смутно и странно готовилось чтить своего покровителя, в наш храм вернулась жизнь.
Шли месяцы. Поверхность образа оставалась мертвенно-серой, сморщенной, перекрученной какой-то. И вдруг примерно через год прихожане наши, что стояли на литургии, заметили, что на левом плече архангела проступил узор на ораре, местами золотая краска начала просвечивать и главное крыло проявляться.
Быть может, открываясь через образ, архангел Гавриил несет благую весть о возрождении Онежья[1]



[1]Беседа со священником отцом Антонием (Головиным) -  http://ricolor.org/rus/rz/20/1/

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Возрождение




Село расположено на высоком берегу реки Вымь






Онежье - родина всемирно известного ученого







Не обошла это село и война. Ушло на фронт более 133 человек. На памятнике увековечены имена 65 человек.



            
           

           





[1]Беседа со священником отцом Антонием (Головиным) -  http://ricolor.org/rus/rz/20/1/

Комментариев нет:

Отправить комментарий