Уважаемые
коллеги! Только что прошли курсы для экспертов ЕГЭ по истории. Очень много
проблем с оцениванием задания № 24.
Формулируется оно
так: «По историческим вопросам
высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Используя
исторические знания, приведите 2 аргумента «за» и 2 аргумента «против».
Проблема состоит
в том, что наши дети, а часто, и учителя, не совсем понимают, что такое аргумент и как его нужно
формулировать, чтобы эксперты ЕГЭ по
истории его засчитали.
Самое главное
нужно запомнить, что в основе любого
аргумента всегда лежит факт.
Факт – это фрагмент
реальности. Исторические факты могут быть простыми (например, «Крейсер «Аврора»
вошел в Неву 24 октября 1917 г. в 16.00»), а могут быть сложными, обозначающими
целые явления и процессы (например, «В 1917 г. в России свершилась революция»).
Факты могут быть экономическими, социальными, политическими.
Как выстроить
аргумент?
Для ребят могу посоветовать использовать следующий алгоритм: «КОНКРЕТНЫЙ ФАКТ ---- СЛЕДСТВИЕ (ЭТО
СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ…, ЭТО ПРИВЕЛО…., ЭТО СПОСОБСТВОВАЛО…)
Для учителей:
Аргумент складывается в идеале из трех составляющих: 1) тезис 2) доказательство 3) вывод. Или из двух элементов: 1) тезис и
доказательство; 2) тезис и вывод.
Примеры:
Пример 1. «Экономическая политика российского правительства в
начале 1990-х гг., известная как «шоковая терапия», способствовала преодолению
кризисных явлений в экономике».
Аргументы «за»
1. «Жизнь людей стала значительно хуже» - такой аргумент не засчитывается,
так как здесь нет факта.
Принимается аргумент: «отпуск цен привел к их росту в сфере
потребительского рынка, к росту тарифов на коммунальные и другие услуги, что
способствовало снижению уровня жизни».
2. «Была проведена либерализация цен» - такой аргумент не принимается,
так как нет комментария, и он (факт) может быть истолкован как в подтверждение,
так и в опровержение.
Как надо: «Либерализация цен
(ФАКТ) способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой
необходимости» (аргумент в
подтверждение)
«Либерализация цен (ФАКТ) способствовала их росту, что, в свою очередь,
снизило уровень жизни в стране» (аргумент в опровержение).
Пример 2. «Политика Н. Хрущева в сфере культуры была более
либеральной, чем в предшествующий период» .
Принимаются следующие аргументы:
«Выставка в Манеже художников-абстракционистов состоялась в центе
Москвы (ФАКТ), этого не могло произойти в предшествующий период». (Аргумент в
подтверждение).
«Выставка в Манеже разгромлена по приказу Хрущева после ознакомления
(факт), что свидетельствует о неприятии новых направлений в
художественном творчестве. (Аргумент в опровержение).
Пример 3. «Внутренняя политика Н.С.Хрущева носила либеральный
характер».
Аргументы в подтверждение:
1. Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 г. повлекло за собой массовую
реабилитацию и прекращение репрессий.
2. Повышение пенсий в ходе пенсионной реформы, введение денежной
оплаты труда колхозникам, введение паспортов для колхозников, массовое жилищное
строительство свидетельствовали, что произошел сдвиг в социальной политике в
сторону простых людей.
Аргументы в опровержение:
1. 1958-1964 гг. – гонения на церковь: антирелигиозная кампания в
печати, закрытие храмов, приходов. Это нарушало право на свободу отправления
религиозных культов, закрепленную Конституцией 1936 г.
2. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г. доказывает,
что власть применяла методы репрессий к гражданам СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий