25 августа 2015

Для учителей. Разработка урока. Обществознание.8 класс.Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Разработка урока
 Обществознание
8 класс
Учитель: Вяткина Наталья Викторовна
Тема: Предпринимательская деятельность. Бизнес

Цели урока:
1. Изучить новый материал в форме деловой игры.
2. Активизировать изучение и закрепление экономических понятий, терминов.
3. Интегрировать знания, полученные на уроках обществознания и истории.
Формировать творческое мышление, реакцию на ситуативность, умение формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.
4. Формировать объективную самооценку, воспитывать дух соревновательности, стремление к лидерству, конкурентоспособность на рынке труда.
5. Формировать непредвзятое отношение к предпринимательству, предприимчивости в условиях рыночной экономики.
6. Формировать социально-личностные, коммуникативные компетентности.
7. Формировать умение работать в команде

Оборудование и оснащение: использование ИКТ (компьютер, проектор), бумага, карандаши, конверты с заданиями, карты самоконтроля учащихся. Учащиеся рассаживаются по своим группам.
Межпредметные связи: экономика, психология, право, основы предпринимательства, история, география, литература
Начало игры:
Дорогие лицеисты, уважаемые коллеги, сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Она предполагает, что вы со всей серьезностью примете правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности.
Но в начале урока попробуем составить образ предпринимателя. Идет работа с ассоциациями. Записываем их на доске (фиксируются как позитивные, так и негативные определения). Присутствующие на уроке учителя задействованы в этом процессе.
Так кто же он, предприниматель? К тому образу, что на доске можно прибавить еще. В русской литературе люди праведные – обязательно бедные. А бизнесмен не иначе как, жадный, бесстыдный (от Плюшкина и Чичикова до Лопахина). Современные писатели: Войнович, Солженицын, Аксенов, Пелевин – ничего принципиально нового не добавили. В ход пошли пародии, стилизация. В общем, предприниматель:
Воротила, делец, аферист, обманщик, махинатор, мошенник, пройдоха, шулер, деляга, карьерист, мафиози.
Его человеческие качества преимущественно негативные:
Хитрый, ловкий¸ жадный, беспринципный, малообразован, склонен к алкоголю.
То есть даже русский язык отразил нелюбовь русского народа к предприимчивости, расчету, коммерческой хватке.
Торговля в русском сознании неуважаемое занятие. Смотрите сами: торговка, барышник, лавочница – сплошные отрицательные эмоциональные интонации. Даже слово «купец»: его внутренняя форма предполагает процесс купли, но не продажи.
Второй элемент – собственность. Без него предприниматель невозможен. В.Даль пишет так: «Это все свое имущество, пожитки, богатство…все дурное, усвоенное по дурным наклонностям, соблазнам, страстям».
А думаете со словом «прибыль» лучше? Это нажива, барыш, куш. Тогда предприниматель «набил карман».
В своей басне Крылов создает  свой образ предпринимателя:
КУПЕЦ
«Поди-ка, брат Андрей!
Куда ты там запал? Поди сюда скорей.
Да подивуйся дяде!
Торгуй по-моему, так будешь не в накладе».
Так в лавке говорил племяннику Купец;
«Ты знаешь польского сукна конец,
Который у меня так долго залежался,
Затем, что он и стар, и подмочен, и гнил:
Ведь это я сукно за английское сбыл!

«Вот видишь, сей лишь час взял за него сотняжку:
Бог олушка послал», -
«Все это, дядя,  так», - племянник отвечал:
«Да в олухи-то, я не знаю, кто попал:
Вглядись-ко: ты ведь взял фальшивую бумажку».

Обманут! Обманул Купец: в том дива нет:
Но если кто на свет
Повыше лавок взглянет, -
Увидит, что и там на ту же стать идет;
Почти у всех во всем один расчет:
Кого кто лучше проведет,
И кто кого хитрей обманет.
Последние года не внесли ничего нового. Телевидение нам подкинуло сериалы «Бандитский Петербург», «Бригада». И предприниматель предстал этаким «крутым парнем», который напрямую связан с криминальным миром.
Так что, если бизнесмен – то сразу жулик? Богатый – значит, вор? Предприимчивый – значит, корыстный? Роман Александра Проханова «Господин Гексоген» изображает российского бизнесмена такими метафорами: «его узкий череп покрывал линялый, с плешинами, волос.
Узкие плечи переходили в длинные подвижные руки, удерживающие какой-то плод, то ли крупный орех, то ли сморщенный гриб, большие резцы в ощеренном рту были готовы грызть и точить, а выпуклые, черно-вишневые, почти без белков глаза смотрели настороженно и часто мигали». Вряд ли этот портрет может вызвать симпатию у читателей, не правда ли?
Так вот наша задача (задачу формулируют сами учащиеся) выяснить, так какими же качествами должен обладать бизнесмен? Какой он на самом деле? И что ему нужно знать и уметь?
Но сначала позвольте представить вам историческую справку по истории предпринимательства в России.
Работа с презентацией.
Комментарий к презентации «История предпринимательства в России»:
2 слайд: Еще историк Н.М.Карамзин писал: «Первые сведения о нашем древнем купечестве относятся ко временам варяжских князей, договоры с греками свидетельствуют, что множество россиян жило в Царьграде. Продавали там невольников и покупали всякие ткани. Из Царьграда шли в Россию пурпур, богатые одежды, сукна, сафьян, перец. К сим товарам – добавляет Нестор – можно прибавить вино и плоды».
3 слайд: Нужно понимать, что предпринимательская деятельность включала не только торговлю, но и промыслы, обработку дерева и металла, бортничество.
4 слайд: Способствовало развитию предпринимательства и выгодное геополитическое положение. Русь находилась на пути «из варяг в греки», который связывал Балтийское с Черным морем.
5 слайд: Русские купцы не имели металлических денег, а в качестве эквивалента стоимости использовали шкуры пушных зверей, в частности белок и куниц. И деньги-то сначала на Руси назывались куны. Позже появились гривны.
Первые серебряные монеты появились при Владимире I в X веке. Это уже был признак и суверенного государства. Надписи показательны. На одной стороне: «Владимир и се злато», на другой -  «Владимир на столе (престоле). Своих монет не хватало – использовали восточные динарии.
6 слайд: Кем были первые предприниматели?
Это князья, горожане, крестьяне. С X века активно занялись этим купцы.
7 слайд: Отношения нужно было как-то регулировать. И с этой целью Ярослав Мудрый принимает первый письменный свод законов «Русская правда». Закон содержал статьи по кредитованию, возмещению ущерба, взысканию налогов.
8 слайд: В XIII веке Русь переживала тяжелые времена. Она боролась то с монголо-татарами, то с крестоносцами. Оживление хозяйственной жизни начинается лишь в XIV веке. Русь начинает объединяться, возвышается Москва, восстанавливается монетная система, вводится единая система мер и весов.
9 слайд: XVI век – век Ивана Грозного. Его влияние на предпринимательскую деятельность не однозначно: в 1570 г. в ходе похода на Новгород Великий он полностью подорвал могущество этого торгово-ремесленного центра. А с другой стороны – вы видите – наш торговый флот на Балтике выходит к берегам Голландии, в страны Ганзейского союза.
10 слайд: Но именно при Грозном складываются первые династии предпринимателей: Строгоновых, Никитниковых, Шориных и т.д.
11 слайд: В XVII веке складывается Единый Всероссийский рынок. Только из Москвы ведут 6 торговых путей.
12 слайд: Блестящую поддержку предпринимательской  деятельности оказал Петр I своими реформами. Он сделал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности.
13 слайд: Складываются самые известные династии предпринимателей: Бахрушины, Морозовы, Рябушинские…
14 слайд: Много сделала для развития предпринимательской деятельности Екатерина II. Она разрешила заниматься своим делом всем слоям населения. И у нас появился даже особый слой населения «капиталистые крестьяне»: крепостные эксплуатировали себе подобных.
15 слайд: Однако именно Александр II в 1861 году отменил ненавистное крепостное право – и этим способствовал подъему экономического развития в России.
16 слайд: Хотелось бы обратить внимание на эту цифру: более 5 миллионов человек в начале XX века занимались предпринимательской деятельностью.
18 слайд: В современной России предпринимательство начало возрождаться после 1987 года, когда был принят ряд законов: «О кооперации». «О собственности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

После показа презентации группы получают задания (у каждой свое).
1 группа
Вопрос: Вы решили открыть свое дело, стать предпринимателем. С чего начнете и что вам для этого нужно? Покажите на конкретных примерах.
2 группа
Вопрос: Вы – предприниматель. Ради чего вы стали заниматься данной деятельностью? Какими путями Вы будете увеличивать прибыль? Как Вы считаете, рискуете ли Вы? Чем?
3 группа
Имела домашнее задание в виде подготовки презентации о своем предприятии.
Вопрос: Вы шоколадная фабрика.
1. Представьте свою фирму по плану: как называется; описание продукции; Какие услуги предоставляете; где реализуется ваша продукция; кадровый состав(то есть что за специалисты работают…); финансово-экономические показатели (например, за прошлый год было произведено….); партнерские связи; ваш СЛОГАН
2. На соседней улице размещается ваш конкурент – такая же шоколадная фабрика. Вы выпускаете аналогичную продукцию. Предложите способы и средства, при помощи которых Вы будете выигрывать соревнование.
4 группа
Имела домашнее задание в виде подготовки презентации о своем предприятии.

Вопрос: Вы шоколадная фабрика.
1. Представьте свою фирму по плану: как называется; описание продукции; Какие услуги предоставляете; где реализуется ваша продукция; кадровый состав(то есть что за специалисты работают…); финансово-экономические показатели (например, за прошлый год было произведено….); партнерские связи; ваш СЛОГАН
2. На соседней улице размещается ваш конкурент – такая же шоколадная фабрика. Вы выпускаете аналогичную продукцию. Предложите способы и средства, при помощи которых Вы будете выигрывать соревнование.
5 группа
Задание: Вы делаете выводы в конце урока. Ваша задача продумать, что нужно знать и уметь предпринимателю? Представьте ваши выводы четко и ясно по пунктам. Старайтесь пополнять их по мере развития урока.
Карта самоконтроля
Фамилия, имя
Что конкретно делал в группе?
Оценка


















Такие карты получает каждая группа.

После подготовки (а во время подготовки целесообразно включить музыку) учащиеся начинают давать ответы на поставленные вопросы. Идет обсуждение. Дети показывают свои организаторские, коммуникативные и творческие способности. Смотрим  подготовленные рекламные ролики. Обсуждаем ответы фирм, как они справились с поставленной задачей. В обсуждении участвуют присутствующие учителя. Из-за этого скованность у детей проходит – все становятся участниками одного процесса. При обсуждении возрастает роль учителя, как координатора, как ведущего. Насколько интересным будет обсуждение напрямую зависит от его поведения и его вопросов аудитории.

Окончание урока: Подводя итоги, хочется отметить, что определений предпринимательства  много. Часто они объективно отражают данный род деятельности:
·        Предпринимательство – это элемент рыночной экономики.
·        Это особый вид хозяйственный деятельности, который помогает преобразовать сознание людей, способствует креативности мышления.
·        Это человек, который берет на себя финансовый, психологический и социальный риск.
·        Предприниматель – это отличный организатор. А его дело приносит ему денежный доход и личное удовлетворение.
·        Предприниматель – это центральная фигура в процессе модернизации. Именно он является творцом гражданского общества.
Успешный бизнесмен обладает особыми интеллектуальными способностями. А именно:
- гибкостью мышления и аналитическим складом ума;
- умением генерировать идеи;
- творческим мышлением;
- широким мировоззрением;
- смекалкой;
- умением находить нестандартные решения.
Психологические качества:
- восприимчивость к переменам;
 - склонность к новаторству, инновациям и риску;
 - стрессоустойчивость.
Коммуникативные особенности:
- умение понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения;
- умение слушать и говорить убедительно;
- умение подбирать компаньонов и исполнителей;
- умение выстраивать отношения в интересах дела.
Социальные характеристики:
- организаторский талант;
- умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов.
Предприниматель получает шанс самостоятельно управлять своей судьбой, принести реальную пользу обществу, стать материально независимым
В конце урока учащимися заполняются карты самоконтроля.


Литература:
1. Зарубина Н.Н. Российский предприниматель в художественной литературе XIX - начала XX века // Общественные науки и современность. – 2003. – №1. – С. 101-115
2. Интернет-ресурсы: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

3. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. –Ярославль – «Академия развития» - 1998

Комментариев нет:

Отправить комментарий