Разработка
урока
Обществознание
8
класс
Учитель:
Вяткина Наталья Викторовна
Тема:
Предпринимательская деятельность. Бизнес
Цели
урока:
1. Изучить новый материал в форме
деловой игры.
2. Активизировать изучение и
закрепление экономических понятий, терминов.
3. Интегрировать знания, полученные
на уроках обществознания и истории.
Формировать творческое мышление,
реакцию на ситуативность, умение формулировать и конкретизировать ответы на
вопросы.
4. Формировать объективную
самооценку, воспитывать дух соревновательности, стремление к лидерству,
конкурентоспособность на рынке труда.
5. Формировать непредвзятое
отношение к предпринимательству, предприимчивости в условиях рыночной
экономики.
6. Формировать
социально-личностные, коммуникативные компетентности.
7. Формировать умение работать в
команде
Оборудование и оснащение: использование
ИКТ (компьютер, проектор), бумага, карандаши, конверты с заданиями, карты
самоконтроля учащихся. Учащиеся рассаживаются по своим группам.
Межпредметные связи:
экономика, психология, право, основы предпринимательства, история, география,
литература
Начало игры:
Дорогие
лицеисты, уважаемые коллеги, сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в
деловой игре. Она предполагает, что вы со всей серьезностью примете правила игры
и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от
вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять
предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои
предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности.
Но
в начале урока попробуем составить образ
предпринимателя. Идет работа с ассоциациями. Записываем их на доске
(фиксируются как позитивные, так и негативные определения). Присутствующие на
уроке учителя задействованы в этом процессе.
Так
кто же он, предприниматель? К тому образу, что на доске можно прибавить еще. В
русской литературе люди праведные – обязательно бедные. А бизнесмен не иначе
как, жадный, бесстыдный (от Плюшкина и Чичикова до Лопахина). Современные
писатели: Войнович, Солженицын, Аксенов, Пелевин – ничего принципиально нового
не добавили. В ход пошли пародии, стилизация. В общем, предприниматель:
Воротила, делец, аферист, обманщик,
махинатор, мошенник, пройдоха, шулер, деляга, карьерист, мафиози.
Его
человеческие качества преимущественно негативные:
Хитрый, ловкий¸ жадный,
беспринципный, малообразован, склонен к алкоголю.
То
есть даже русский язык отразил нелюбовь русского народа к предприимчивости,
расчету, коммерческой хватке.
Торговля
в русском сознании неуважаемое занятие. Смотрите сами: торговка, барышник, лавочница – сплошные отрицательные
эмоциональные интонации. Даже слово «купец»: его внутренняя форма предполагает
процесс купли, но не продажи.
Второй
элемент – собственность. Без него
предприниматель невозможен. В.Даль пишет так: «Это все свое имущество, пожитки,
богатство…все дурное, усвоенное по дурным наклонностям, соблазнам, страстям».
А
думаете со словом «прибыль» лучше?
Это нажива, барыш, куш. Тогда
предприниматель «набил карман».
В
своей басне Крылов создает свой образ
предпринимателя:
КУПЕЦ
«Поди-ка, брат Андрей!
Куда ты там запал? Поди сюда
скорей.
Да подивуйся дяде!
Торгуй по-моему, так будешь не в
накладе».
Так в лавке говорил племяннику Купец;
«Ты знаешь польского сукна конец,
Который у меня так долго залежался,
Затем, что он и стар, и подмочен, и
гнил:
Ведь это я сукно за английское
сбыл!
«Вот видишь, сей лишь час взял за
него сотняжку:
Бог олушка послал», -
«Все это, дядя, так», - племянник отвечал:
«Да в олухи-то, я не знаю, кто
попал:
Вглядись-ко: ты ведь взял фальшивую
бумажку».
Обманут! Обманул Купец: в том дива
нет:
Но если кто на свет
Повыше лавок взглянет, -
Увидит, что и там на ту же стать
идет;
Почти у всех во всем один расчет:
Кого кто лучше проведет,
И кто кого хитрей обманет.
Последние года не внесли ничего нового. Телевидение
нам подкинуло сериалы «Бандитский Петербург», «Бригада». И предприниматель
предстал этаким «крутым парнем», который напрямую связан с криминальным миром.
Так
что, если бизнесмен – то сразу жулик? Богатый – значит, вор? Предприимчивый –
значит, корыстный? Роман Александра Проханова «Господин Гексоген» изображает
российского бизнесмена такими метафорами: «его узкий череп покрывал линялый, с
плешинами, волос.
Узкие
плечи переходили в длинные подвижные руки, удерживающие какой-то плод, то ли
крупный орех, то ли сморщенный гриб, большие резцы в ощеренном рту были готовы
грызть и точить, а выпуклые, черно-вишневые, почти без белков глаза смотрели
настороженно и часто мигали». Вряд ли этот портрет может вызвать симпатию у
читателей, не правда ли?
Так
вот наша задача (задачу формулируют
сами учащиеся) выяснить, так какими же качествами должен обладать бизнесмен?
Какой он на самом деле? И что ему нужно знать и уметь?
Но
сначала позвольте представить вам историческую справку по истории
предпринимательства в России.
Работа с презентацией.
Комментарий к презентации «История
предпринимательства в России»:
2 слайд:
Еще историк Н.М.Карамзин писал: «Первые сведения о нашем древнем купечестве
относятся ко временам варяжских князей, договоры с греками свидетельствуют, что
множество россиян жило в Царьграде. Продавали там невольников и покупали всякие
ткани. Из Царьграда шли в Россию пурпур, богатые одежды, сукна, сафьян, перец.
К сим товарам – добавляет Нестор – можно прибавить вино и плоды».
3 слайд: Нужно
понимать, что предпринимательская деятельность включала не только торговлю, но
и промыслы, обработку дерева и металла, бортничество.
4 слайд:
Способствовало развитию предпринимательства и выгодное геополитическое
положение. Русь находилась на пути «из варяг в греки», который связывал
Балтийское с Черным морем.
5 слайд: Русские
купцы не имели металлических денег, а в качестве эквивалента стоимости
использовали шкуры пушных зверей, в частности белок и куниц. И деньги-то
сначала на Руси назывались куны. Позже появились гривны.
Первые
серебряные монеты появились при Владимире I в X веке. Это уже был признак и
суверенного государства. Надписи показательны. На одной стороне: «Владимир и се
злато», на другой - «Владимир на столе
(престоле). Своих монет не хватало – использовали восточные динарии.
6 слайд: Кем
были первые предприниматели?
Это
князья, горожане, крестьяне. С X
века активно занялись этим купцы.
7 слайд: Отношения
нужно было как-то регулировать. И с этой целью Ярослав Мудрый принимает первый
письменный свод законов «Русская правда». Закон содержал статьи по
кредитованию, возмещению ущерба, взысканию налогов.
8 слайд: В
XIII
веке Русь переживала тяжелые времена. Она боролась то с монголо-татарами, то с
крестоносцами. Оживление хозяйственной жизни начинается лишь в XIV веке. Русь начинает объединяться,
возвышается Москва, восстанавливается монетная система, вводится единая система
мер и весов.
9 слайд: XVI век – век Ивана Грозного. Его
влияние на предпринимательскую деятельность не однозначно: в 1570 г. в ходе
похода на Новгород Великий он полностью подорвал могущество этого
торгово-ремесленного центра. А с другой стороны – вы видите – наш торговый флот
на Балтике выходит к берегам Голландии, в страны Ганзейского союза.
10 слайд: Но
именно при Грозном складываются первые династии предпринимателей: Строгоновых,
Никитниковых, Шориных и т.д.
11 слайд: В
XVII
веке складывается Единый Всероссийский рынок. Только из Москвы ведут 6 торговых
путей.
12 слайд: Блестящую
поддержку предпринимательской
деятельности оказал Петр I
своими реформами. Он сделал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности.
13 слайд: Складываются
самые известные династии предпринимателей: Бахрушины, Морозовы, Рябушинские…
14 слайд:
Много сделала для развития предпринимательской деятельности Екатерина II. Она разрешила заниматься своим
делом всем слоям населения. И у нас появился даже особый слой населения
«капиталистые крестьяне»: крепостные эксплуатировали себе подобных.
15 слайд: Однако
именно Александр II
в 1861 году отменил ненавистное крепостное право – и этим способствовал подъему
экономического развития в России.
16 слайд: Хотелось
бы обратить внимание на эту цифру: более 5 миллионов человек в начале XX века занимались
предпринимательской деятельностью.
18 слайд:
В современной России предпринимательство начало возрождаться после 1987 года,
когда был принят ряд законов: «О кооперации». «О собственности», «О
предприятиях и предпринимательской деятельности».
После показа презентации группы получают задания (у каждой
свое).
1
группа
Вопрос:
Вы решили открыть свое дело, стать предпринимателем. С чего начнете и что вам
для этого нужно? Покажите на конкретных примерах.
2 группа
Вопрос:
Вы – предприниматель. Ради чего вы стали заниматься данной деятельностью?
Какими путями Вы будете увеличивать прибыль? Как Вы считаете, рискуете ли Вы?
Чем?
3 группа
Имела домашнее задание в виде
подготовки презентации о своем предприятии.
Вопрос:
Вы шоколадная фабрика.
1.
Представьте свою фирму по плану: как называется; описание продукции; Какие
услуги предоставляете; где реализуется ваша продукция; кадровый состав(то есть
что за специалисты работают…); финансово-экономические показатели (например, за
прошлый год было произведено….); партнерские связи; ваш СЛОГАН
2.
На соседней улице размещается ваш конкурент – такая же шоколадная фабрика. Вы
выпускаете аналогичную продукцию. Предложите способы и средства, при помощи
которых Вы будете выигрывать соревнование.
4 группа
Имела домашнее задание в виде
подготовки презентации о своем предприятии.
Вопрос:
Вы шоколадная фабрика.
1.
Представьте свою фирму по плану: как называется; описание продукции; Какие
услуги предоставляете; где реализуется ваша продукция; кадровый состав(то есть
что за специалисты работают…); финансово-экономические показатели (например, за
прошлый год было произведено….); партнерские связи; ваш СЛОГАН
2.
На соседней улице размещается ваш конкурент – такая же шоколадная фабрика. Вы
выпускаете аналогичную продукцию. Предложите способы и средства, при помощи
которых Вы будете выигрывать соревнование.
5 группа
Задание:
Вы делаете выводы в конце урока. Ваша задача продумать, что нужно знать и уметь
предпринимателю? Представьте ваши выводы четко и ясно по пунктам. Старайтесь
пополнять их по мере развития урока.
Карта
самоконтроля
Фамилия,
имя
|
Что конкретно
делал в группе?
|
Оценка
|
Такие
карты получает каждая группа.
После
подготовки (а во время подготовки целесообразно включить музыку) учащиеся
начинают давать ответы на поставленные вопросы. Идет обсуждение. Дети
показывают свои организаторские, коммуникативные и творческие способности.
Смотрим подготовленные рекламные ролики.
Обсуждаем ответы фирм, как они справились с поставленной задачей. В обсуждении
участвуют присутствующие учителя. Из-за этого скованность у детей проходит –
все становятся участниками одного процесса. При обсуждении возрастает роль
учителя, как координатора, как ведущего. Насколько интересным будет обсуждение
напрямую зависит от его поведения и его вопросов аудитории.
Окончание урока: Подводя
итоги, хочется отметить, что определений предпринимательства много. Часто они объективно отражают данный
род деятельности:
·
Предпринимательство – это элемент
рыночной экономики.
·
Это особый вид хозяйственный
деятельности, который помогает преобразовать сознание людей, способствует
креативности мышления.
·
Это человек, который берет на себя
финансовый, психологический и социальный риск.
·
Предприниматель – это отличный
организатор. А его дело приносит ему денежный доход и личное удовлетворение.
·
Предприниматель – это центральная фигура
в процессе модернизации. Именно он является творцом гражданского общества.
Успешный бизнесмен обладает особыми интеллектуальными способностями. А
именно:
- гибкостью мышления и
аналитическим складом ума;
- умением генерировать
идеи;
- творческим мышлением;
- широким
мировоззрением;
- смекалкой;
- умением находить
нестандартные решения.
Психологические
качества:
- восприимчивость к
переменам;
- склонность к новаторству, инновациям и
риску;
- стрессоустойчивость.
Коммуникативные
особенности:
- умение понимать людей
и налаживать с ними взаимоотношения;
- умение слушать и
говорить убедительно;
- умение подбирать
компаньонов и исполнителей;
- умение выстраивать
отношения в интересах дела.
Социальные
характеристики:
- организаторский
талант;
- умение осуществлять
организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов.
Предприниматель
получает шанс самостоятельно управлять своей судьбой, принести реальную пользу
обществу, стать материально независимым
В конце урока учащимися
заполняются карты самоконтроля.
Литература:
1.
Зарубина Н.Н. Российский предприниматель в художественной литературе XIX -
начала XX века // Общественные науки и современность. – 2003. – №1. – С.
101-115
2.
Интернет-ресурсы: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
3.
Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. –Ярославль –
«Академия развития» - 1998
Комментариев нет:
Отправить комментарий